Элегантно, Креативно,
Интеллектуально
+7 812 320-56-50
+7 812 320-69-60
КОРЗИНА
Наши Новости
Поздравляем с праздником весны
7 Марта 2024
Новинки зимы 2023-2024 годов
6 Марта 2024
Итоги 2023 года
27 Декабря 2023
Новинки осени 2023
30 Ноября 2023
подписаться на новости
наши группы


ГОСУДАРЕВА ЛИНЕЙКА

ГОСУДАРЕВА ЛИНЕЙКА

1.jpg

 

13 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Противодействие общественности постройке чугунных дорог было в России необыкновенно сильным:«Сдается, что этому не бывать. Русские вьюги не потерпят иноземных хитростей, занесут, матушки, снегом колеи,  заморозят пары. Да и где взять та­кую тьму топлива, чтобы вечно не угасал огонь под ходуна­ми-самоварами?"

gosslin.png

 

"Железная дорога на Царское Село была открыта 30 октября 1837 года, а 21 мая 1839 года произошло первое в России крушение на перегоне Павловск —Царское Село. От поезда оторвались хвостовые вагоны и, двигаясь под уклон, нагнали тормозящий со­став. В результате схода пять­десят пассажиров получили ранения.

После этого случая были введены дополнительные соеди­нительные цепи, а вдоль состава протянули сигнальную веревку. Кондукторы оказались, в буквальном смысле, связан­ными с паровозной бригадой. В случае непредвиденной ситу­ации они дергали за веревку, и на паровозе начинал звонить колокол.

Но через год произошло еще более крупное крушение... Поезд под управлением подвыпившего машиниста Роберта Максвелла нарушил расписание и на девятой версте от города столкнулся со встречным составом. Разбилось шесть вагонов. 

 

По результатам этой аварии тоже были приняты соответствующие меры. Главноуправляющий путей сообщения граф К.Ф. Толь издал приказ, предусматривающий замену склонных к пьянству машинистов-англичан трезвыми немцами. Этим, однако, дело не ограничилось. Паровозные бригады доукомплектовали вторыми машинистами, запрещено было и скрещение поездов.

Аварии— увы! —были неизбежны в новом деле, но, право же, русские железнодорожники успешно учились на них, практически мгновенно вводя усовершенствования, позволяющие повысить безопасность перевозок.

НиколаяIаварии не запугали. Не запугал его и пессимизм членов специальной комиссии, созданной для изучения вопро­са строительства железнодорожной магистрали. 

В качестве возражений указывалось даже и на то, что же­лезная дорога «поведет к равенству сословий, т. к. и сановник, и простяк, барин и мужик, поедут, сидя рядом в вагоне, в од­ном поезде».

Это «излияние мнений» продолжалось до 13 января 1842 года, пока в комиссию, в ее последнее заседание, не пожало­вал сам Николай I.

Во-первых, вопреки всем советчикам он проявил недюжинную прозорливость и смелость, и дорогу приказал строить. Во-вторых, запре­тил строить одновременно и другие дороги. Вообразим, что Николай не проявил бы осмотрительности, и началось бы, как это теперь у нас принято, на счет казны строительство сразу нескольких дорог… 

Кто не слышал, как Николай I«проектировал» железную дорогу из Петербурга в Москву? В свое время учителям истории даже рекомендовали рассказывать этот анекдот на уроках. Анекдот же такой. Слушая соображения ученых мужей об изыскательских работах, Николай Iнепонятной ученостью утомился и решил дело по-солдатски просто. Положил на карту линейку и провел прямую линию от Моск­вы до Петербурга. Вот вам, господа ученые, и изыскания все... 

Соль же анекдота состояла в том, что ноготь указательного пальца императора выступил за линейку, и в этом месте, по­среди Новгородской губернии, очертился знаменитый Веребьенский обход. Дорога была почти прямой, но все же рыскала по сторонам и «спрямлялась» только на таком малом масштабе, где ноготь должен был бы занять не Веребьенский обход, а добрую половину Новгородской области.

Разумеется, я не знал тогда, что и вобравший в себя всю соль анекдота обход появился не на проекте трассы, а гораздо позднее, когда железная дорога была уже построена, и когда выяснилось, что экономнее и безопаснее пускать в том месте поезда в обход... Но это касается анекдота.

Что же касается истории, то споры велись нешуточные. И касались они направления дороги… Многие склонялись к мысли, что дорога должна пройти через Новгород... 

Император, утомившись от бесконечных споров, вызвал к себе полковника-профессора Павла Петровича Мельникова и попросил его высказаться по этому поводу.

—Ваше величество! —ответил Мельников. —Дорога должна соединять две весьма населенные столицы, все движе­ние, как грузовое, так и пассажирское, будет сквозное. В не­продолжительном времени должны примкнуть к Москве дру­гие дороги со всех концов России; таким образом, сквозное движение между Петербургом и Москвою разовьется в не­сколько десятков раз против настоящего. Было бы большою ошибкою и неисчислимою потерею в общей государственной экономии, если обречь дальнейшие поколения на уплату 80 с лишком верст, в продолжение целого века или больше, пока прямой расчет не вынудил бы строить другую, кратчайшую дорогу от Петербурга до Москвы.

—Молодец! —сказал государь. — Я рад, что ты одного со мною мнения. Веди дорогу прямо!"

О строительстве Николаевской железной дороги, о событиях хотя и необыкновенных, но очень обычных для великих петербуржцев, которые стали их героями, читайте в книге:

16572fef6e8f374540ba6ed94b4caedb.jpg

Купить на сайте 

   



Обратный звонок RedConnect